Полное название
Следопыт
Краткое название
Следопыт
Направленность
Туристско-краеведческая
Направление
Туризм и краеведение
Вид программы
Дополнительная общеразвивающая
Возрастной диапазон
Программа рекомендована для учащихся в возрасте от 6 до 12
лет
Цели и задачи
Цель: научить детей 6–12 лет проводить наблюдения за погодой
и сезонными изменениями в природе своей местности. Развитие
личности ребенка через формирование навыков
самостоятельной исследовательской деятельности
Продолжительность
обучения
1 год
Форма обучения
Очная
Материальнотехническое
обеспечение
для реализации программы необходим класс, оборудованный
наглядными пособиями, средствами измерений (термометры,
гигрометры, анемометры), коллекциями образцов флоры и
фауны региона
Количество мест, всего
200
Минимальное
количество мест в
группе
Не указано
Число учащихся в
группе, от
1
Число учащихся в
группе, до
10
Число свободных мест
0
Способ оплаты
Бюджет
Сертификат
Типовой договороферта
Не указано
Муниципалитет
Олекминский район
Аннотация
«Следопыт» относится к программам туристско-краеведческой направленности и
ориентирована на формирование у детей начальных представлений о погодных явлениях и
сезонных изменениях в природе через наблюдения и исследовательскую деятельность.
Содержание программы
Раздел 1. Что такое погода и зачем её изучать? Тема 1. Вводное занятие. Что такое погода и
зачем её изучать? Техника безопасности и правила поведения во время экскурсий. - Теория:
понятие «погода», основные элементы (температура, облака, осадки, ветер). Профессия
метеоролог. - Практика: экскурсия во двор/окно — дети называют, что видят; рисуют «какая
сегодня погода». Тема 2. Температура воздуха - Теория: что такое температура, термометр,
«тепло–холодно». - Практика: измерение температуры уличным термометром; отметка в
дневнике. Тема 3. Облака, облачность - Теория: виды облаков (кучевые, перистые, слоистые
и др., количество видов облаков изучается детьми в зависимости от возраста: от 3 видов в
дошкольном до подробной классификации на основе атласа облаков). - Практика:
наблюдение за небом, рисование облаков, игра «Угадай облако». Тема 4. Осадки и явления
природы - Теория: дождь, снег, град, туман. - Практика: ведём календарь осадков. Тема 5.
Ветер - Теория: что такое ветер, сила ветра. - Практика: делаем простейший
флюгер/ленточки на палочке; наблюдаем направление ветра. Тема 6. Солнце и световой
день - Теория: роль солнца в природе, длина дня и ночи, времена восхода/заката. - Практика:
отмечаем время заката/восхода (с помощью родителей), зарисовываем. Тема 7.
Комплексное наблюдение за погодой - Практика: экскурсия в природу, наблюдение за
погодой, дети делают первую «полную запись в дневнике наблюдений» (температура,
облака, осадки, ветер). Викторина «Угадай погоду», мини-игра «Мы — маленькие синоптики»
Раздел 2. Времена года и погода Тема 1. Осень: признаки в природе, этапы осени. - Теория:
начало осени, золотая осень, предзимье, листопад, отлёт птиц, подготовка животных к зиме.
- Практика: экскурсия/наблюдение в природе — отмечаем признаки осени в природе,
результаты наблюдений заносим в дневник. Тема 2. Цвета осени - Практика: экскурсия в
природу, собираем осенние листья, делаем гербарий, рисование «Осеннее дерево» по
наблюдению. Тема 3. Погода осенью - Теория: дожди, туманы, похолодание. - Практика:
записываем характеристики погоды в Дневник наблюдений, коллективный плакат «Осень в
нашем городе (селе)». Тема 4. Растения и животные осенью - Практика: мини-проект «Осень
глазами наблюдателя» (устный рассказ + рисунок). Тема 5. Зима: признаки в природе, этапы
зимы - Теория: снег, лёд, спячка животных, - Практика: ищем и определяем следы на снегу,
зарисовываем эти следы, наблюдение за птицами, изготовление кормушки. Тема 6.
Растения и животные зимой. Зимующие птицы - Теория: как мы помогали природе зимой. Практика: наблюдения за зимующими птицами у кормушки, определение видов птиц,
подсчет количества птиц разного вида. Тема 7. Погода зимой - Теория: мороз, метель,
гололёд, температура воздуха зимой. - Практика: игра «Представь себя метеорологом». Тема
8. Снежный дозор - Практика: определение высоты снежного покрова на участке полигона
детского экологического мониторинга, запись данных в дневнике наблюдений. Тема 9.
Весна: признаки в природе, этапы весны -Теория: признаки весны в природе, голая весна,
зеленая весна, предлетье. - Практика: экскурсия/ наблюдение во дворе/фотоотчёт о первых
признаках весны. Тема 10. Последний снег -Практика: экскурсия в природу, отмечаем, где
еще встречается снег, определяем высоту снежного покрова, записываем дату, данные
заносим в дневник наблюдений Тема 11. Погода весной -Теория: день становится длиннее,
теплее, температура воздуха весной, весенний дождь - Практика: измеряем температуру
утром и вечером, сравниваем. Тема 12. Растения и животные весной -Практика: наблюдения
за состоянием (фазой развития) деревьев, кустарников, за птицами у кормушки, их
поведением, пением. Тема 13. Первоцветы - Теория: какие растения относятся к
первоцветам, почему они нуждаются в охране. -Практика: экскурсия /наблюдения за
первоцветами, определяем какие виды первоцветов встретили, используя интерактивные
определители растений по фотографи
Ожидаемые результаты
? Знать признаки сезонов (весна, лето, осень, зима) и их влияние на жизнь растений и
животных. ? Знать характерные виды животных и растений, обитающих в их местности. ?
Уметь определять основные фазы сезонного развития растений (распускание листьев