ДООП. Основы исследовательской деятельности

Полное название

Основы исследовательской деятельности

Краткое название

Основы исследовательской деятельности

Направленность

Естественно-научная

Направление

Прочее

Вид программы

Дополнительная общеразвивающая

Возрастной диапазон

Программа рекомендована для учащихся в возрасте от 10 до 11
лет

Цели и задачи

Цель: Развивать общие исследовательские умения и навыки,
значимые для осуществления исследовательской деятельности
и решения проблемных ситуаций в повседневной
жизнедеятельности.

Продолжительность
обучения

1 год

Форма обучения

Очная

Материальнотехническое
обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На
занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч.
собственного изготовления), технические средства, справочная
и энциклопедическая литература.

Количество мест, всего

5

Минимальное
количество мест в
группе

Не указано

Число учащихся в
группе, от

1

Число учащихся в
группе, до

10

Число свободных мест

0

Способ оплаты

Бюджет

Типовой договор-оферта

Не указано

Муниципалитет

Олекминский район

Аннотация
Программа предполагает развитие исследовательских умений и навыков не только в
процессе исследовательской практики ребёнка, а относительно автономно, по специальной
программе, реализуемой разделами курса.

Содержание программы

Содержание курса обучения 1. Введение (1 час) Вводное занятие. Знакомство. Проведение
инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе,
экспериментов, практических работ. 2. Роль исследования в жизни человека Рассуждаем о
том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека. Практика: Работа с
картинками: картинки различных приборов и приспособлений - телескоп, микроскоп,
измерительные приборы. Демонстрация приборов. Упражнение для выбора объекта
наблюдения: Выделите объекты, за которыми наблюдать не получится. С чего начнете
наблюдение? Всегда ли можно использовать наблюдение? Упражнение: Не произнося вслух
вопроса, один из детей дает ответ. Все остальные дети должны догадаться, каким был
вопрос. Упражнение: Загадывается слово, которое держится в тайне. Дети задают вопросы,
которые предусматривают ответ «да», «нет». Контроль: Пояснение по выполненному
упражнению 3. Наблюдение как методов исследования Наблюдение - один из самых
популярных и доступных методов исследования, применяемый в большинстве наук.
Использование для наблюдения различных приборов и приспособлений. Практика: Работа с
картинками: картинки различных приборов и приспособлений - телескоп, микроскоп,
измерительные приборы. Демонстрация приборов. Упражнение для выбора объекта
наблюдения: Выделите объекты, за которыми наблюдать не получится. С чего начнете
наблюдение? Всегда ли можно использовать наблюдение? Выбор объекта для наблюдения.
Прежде тем как начать исследование нужно выбрать объект наблюдения. Упражнение на
умение задавать вопросы: Как задавать вопросы? Какие слова мы обычно используем,
задавая вопрос? Какие вопросы помогут узнать новое о предмете наблюдения? Какие
вопросы могли бы заинтересовать ваших друзей? Коллективная игра «Исследование». Цель
игры: подготовить детей к точной передаче особенностей заданного объекта. Контрольная
работа: Задание: Подумайте, о чем хотели бы вас спросить домашние животные, если бы
умнели говорить. 4. Схема исследования. Упражнение в отборе материала по теме
исследования; научиться разбираться в схемах. Дети смогут потренироваться выделять
главное и второстепенное из собранного материала. Дети познакомятся с основными
формами схем исследований; представят свою работу в виде схемы в форме «паучка».
Практика: Задание: Наблюдение «очевидного». Составить описание предмета по алгоритму.
Контроль: соблюдение алгоритма задания. 5. Рассказ по схеме. Упражнение в отборе
материала по теме исследования; научиться разбираться в схемах. Дети смогут
потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала. Дети
познакомятся с основными формами схем исследований; представят свою работу в виде
схемы в форме «паучка». Обучающиеся составят рассказ об объекте исследования
пользуясь схемой. Практика: Задание: Проанализировать содержание информации об
объекте исследования. Отобразить с помощью схемы самое главное об объекте
исследования. Контроль: Задание: Составление схемы к исследовательской работе.
Используем схему «Паучок». Объект исследования - кролик. Ввнешний вид, образ жизни,
друзья, враги, характер объекта. 6. Чем эксперимент отличается от наблюдения. Обсуждаем
основные доступные методы исследования: рассуждать самостоятельно, спросить у другого
человека, понаблюдать, провести эксперимент. Эксперимент предполагает проведение,
каких- то практических действий с реальными объектами; в ходе мысленного эксперимента
мы должны решить определенные задачи на размышление. Практика: Упражнение:
Мысленно наложить изображение животного на его тень. Какая из них подходит? Если
мысленно это сделать не удается

Ожидаемые результаты
Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические
проектные умения: - распознавать проблему и преобразовывать ее в цель предстоящей
работы; - определить перспективу и спланировать необходимые шаги.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».