Пояснительная записка Введение Новые стандарты школьного образования уделяют особое внимание развитие исследовательских навыков, исследовательского поведения школьника. Это не случайно, т.к. именно эта образовательная область в развитии ребенка позволяет сформировать надпредметные универсальные учебные действия, обеспеченные развитием ключевых компетенций. Актуальность программы обеспечена социальным заказом на развитие интеллектуальной составляющей личности ребенка. Исследовательская деятельность заключает в себе огромные возможности. Культурно-образовательное пространство, выстроенное на ее основе, стимулирует ребенка к творческому поиску, способствует формированию широкого круга интересов, расширяет границы его познания, становится той средой, которая питает любопытство и инстинкт исследователя, мотив к познанию, а они, в свою очередь, влекут за собой развитие целого веера личностных качеств. В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Исследовательская деятельность – процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию. Направленность программы: социально-педагогическая. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции. Уровень программы – базовый. Новизна программы: программа впервые разработана для учащихся Олекминского района и позволяет освоить методологию ведения исследовательской работы основы разработки и выполнения исследовательского проекта. Программа может быть реализована в сетевой форме. Цель программы: формирование творческой личности ребенка на основе целенаправленного развития его исследовательского поведения и исследовательских способностей путем построения образовательного процесса с использованием методов самостоятельного исследовательского поиска. • создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей; • формирование у обучающихся основ проектной и исследовательской деятельности, как инструмента саморазвития личности ребенка в процессе выполнения индивидуального исследовательского проекта. Задачи программы: • Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом, развитие мыслительных умений и навыков • Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как человека, субъекта собственной деятельности • формирование умений и навыков работы с источниками информации • формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи • формирование специальных исследовательских умений и навыков Принципы и Методы 1. Создание «зон ближайшего развития» на основе механизма проектирования и реализации индивидуальных исследовательских задач 2. Деятельностный характер содержания образования, которое конкретизируется через систему представлений о структуре научной картине мира, приобретением личного опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных отношений и смыслов «в пространстве культуры и времени истории» (В.И. Слободчиков). Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов с объемом 38 часа в год. Форма и режим занятий Объем программы: программа рассчитана на 38 часов. Наполняемость группы: 1-5 человек. Формы занятий: групповые. Виды занятий: (определяются содержанием образовательной программы): рассказ, беседа, практические занятия, самостоятельная работа, творческие отчёты и др.) Режим занятий обусловлен расписанием. Одно занятие продолжительностью 45 минут. Учебно-тематический план включает 4,5 часов теории, 30,5 часов практических работ и 3 часа контрольных занятий. Содержательная часть занятий предусматривает широкое использование возможностей Интернет технологий, облачных сервисов для проведения практических занятий по технологиям «удаленного доступа», использование компьютерной техники в формате: 1 человек – 1 компьютер. В течение года проводится мониторинг полученных знаний учащимся в форме промежуточной и итоговой аттестации, проводимых в середине и в конце учебного года. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1. Учащиеся будут знать технологию подготовки и проведения исследовательской работы. 2. Учащиеся овладеют научной терминологией. Научатся формулировать цели, задачи, гипотезу исследования. Освоят способы поиска и анализа информации, составления литературного обзора. 3. Освоят основные методы и этапы проведения научных исследований. ПОЛНОСТЬЮ С ПРОГРАММОЙ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ на портале р14.навигатор.дети пройдя по ссылке: https://xn--14-kmc.xn--80aafey1amqq.xn-d1acj3b/directivities?municipality=26&organizer=34