ДООП. Школа Юного исследователя

Пояснительная записка
Введение
Новые стандарты школьного образования уделяют особое внимание развитие
исследовательских навыков, исследовательского поведения школьника. Это не случайно, т.к.
именно эта образовательная область в развитии ребенка позволяет сформировать
надпредметные универсальные учебные действия, обеспеченные развитием ключевых
компетенций.
Актуальность программы обеспечена
социальным заказом на развитие
интеллектуальной составляющей личности ребенка.
Исследовательская деятельность заключает в себе огромные возможности.
Культурно-образовательное пространство, выстроенное на ее основе, стимулирует ребенка к
творческому поиску, способствует формированию широкого круга интересов, расширяет
границы его познания, становится той средой, которая питает любопытство и инстинкт
исследователя, мотив к познанию, а они, в свою очередь, влекут за собой развитие целого
веера личностных качеств.
В образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся
функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации
личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является
приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний,
являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Исследовательская деятельность – процесс совместной деятельности учащегося и
педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации,
систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей,
описанию, объяснению, проектированию.
Направленность программы: социально-педагогическая. Программа направлена на
формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного
познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, реализует
потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира
через логические операции. Уровень программы – базовый.
Новизна программы: программа впервые разработана для учащихся Олекминского
района и позволяет освоить методологию ведения исследовательской работы основы
разработки и выполнения исследовательского проекта.
Программа может быть реализована в сетевой форме.
Цель программы: формирование творческой личности ребенка на основе
целенаправленного
развития его исследовательского поведения и исследовательских
способностей путем построения образовательного процесса с использованием методов
самостоятельного исследовательского поиска.
•
создания условий для развития способностей и склонностей обучающихся в
соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных
программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых
детей;

•
формирование
у обучающихся основ проектной и исследовательской
деятельности, как инструмента саморазвития личности ребенка в процессе выполнения
индивидуального исследовательского проекта.
Задачи программы:
•
Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач
исследовательским методом, развитие мыслительных умений и навыков
•
Развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению,
аналитическому подходу, становлению субъектности – или способности строить себя как
человека, субъекта собственной деятельности
•
формирование умений и навыков работы с источниками информации
•
формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной
речи
•
формирование специальных исследовательских умений и навыков
Принципы и Методы
1.
Создание «зон ближайшего развития» на основе механизма проектирования и
реализации индивидуальных исследовательских задач
2.
Деятельностный характер содержания образования, которое конкретизируется
через систему представлений о структуре научной картине мира, приобретением личного
опыта реализации исследовательских задач, выработке ценностных отношений и смыслов «в
пространстве культуры и времени истории» (В.И. Слободчиков).
Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов с объемом 38 часа в год.
Форма и режим занятий
Объем программы: программа рассчитана на 38 часов.
Наполняемость группы: 1-5 человек.
Формы занятий: групповые.
Виды занятий: (определяются содержанием образовательной программы):
рассказ, беседа, практические занятия, самостоятельная работа, творческие отчёты и др.)
Режим занятий обусловлен расписанием. Одно занятие продолжительностью 45
минут.
Учебно-тематический план включает 4,5 часов теории, 30,5 часов практических работ
и 3 часа контрольных занятий. Содержательная часть занятий предусматривает широкое
использование возможностей Интернет технологий, облачных сервисов для проведения
практических занятий по технологиям «удаленного доступа», использование компьютерной
техники в формате: 1 человек – 1 компьютер.
В течение года проводится мониторинг полученных знаний учащимся в форме
промежуточной и итоговой аттестации, проводимых в середине и в конце учебного года.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
1. Учащиеся будут знать технологию подготовки и проведения исследовательской работы.
2. Учащиеся овладеют научной терминологией. Научатся формулировать цели, задачи,
гипотезу исследования. Освоят способы поиска и анализа информации, составления
литературного обзора.
3. Освоят основные методы и этапы проведения научных исследований.

ПОЛНОСТЬЮ С ПРОГРАММОЙ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ на портале р14.навигатор.дети
пройдя по ссылке: https://xn--14-kmc.xn--80aafey1amqq.xn-d1acj3b/directivities?municipality=26&organizer=34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».