26.11.2018
Нам 22 и все еще впереди?!
"Ты где?" - "Я в экоцентре, ну в Экосе, вообщем, в ЦНИРШе". Такое перечисление названий одного и того же учреждения, официальное название которого МБОУ ДОД "ЦТРиГОШ" нам нередко приходится слышать.
За чередой дел незаметно пролетело 20 лет, в январе 2018 года исполняется 23. Двадцать для учреждения - достаточный срок, чтобы определить, что сделано, есть ли польза от твоих программ и деятельности.
Какова же точка отсчета? В теперь уже далеком 1995 году возникло межведомственное содружество образовательных и природоохранных структур, создавших общественное экологическое объединение "Экос". Управление образования (начальник Н.П.Кузьмина), госзаповедник "Олекминский" (директор Э.М.Габышев) и комитет охраны природы (председатель И.К.Шеходанов) объединили свои усилия для развития в Олекминском районе экологического образования, воспитания и просвещения населения, исследовательской работы со школьниками.
За 20 лет намного расширились рамки взаимодействия и направления программ ,реализуемых в рамках Соглашения о совместной деятельности. Активно внедрялись инновационные формы работы и новые для района направления дополнительного образования.
Иногда нас упрекают, что мы дублируем программы по экологическому образованию и не вправе, заниматься ими. Однако, мы не видим причин для таких упреков. Во-первых, потому, что свои программы ведем с 1995 года (экологический центр был образован в 1997 году), а во-вторых, что плохого в том, что усилиями разных центров больше будет вовлечено ребят и взрослых в природоохранную деятельность, получит основы экологического мировоззрения, может быть тем меньше будет раззоренных уголков и сохранится природа для будущих детей?
Начав свою деятельность в районе как общественное межведомственное экологическое объединение "Экос", в дальнейшем наше учреждение было преобразовано в Центр научно-исследовательской работы школьников, ЦНИРШ (1999 год), а в 2004 году в МОУ ДОД "Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников" Олекминского района. Но все эти годы наш коллектив трудился для одной цели: помогал найти свою путевку в жизнь мальчишкам и девчонкам, создавая для них условия творческого развития и ситуацию успеха.
Не случайно кредо нашего центра: "Образование без границ" - гибкость и ситуативность образовательного процесса, чуткое реагирование на образовательные запросы и личностные интересы его субъектов; открытость и вариативность образовательного пространства, широкое взаимодействие и сотрудничество с другими учреждениями и структурами.
Для реализации своих программ активно сотрудничаем с ведущими научными и образовательными институтами и общественными организациями Якутии и России: Всемирный фонд дикой природы (WWF), национальный фонд возрождения Баргарыы, российский Центр охраны дикой природы, институт продуктивного образования РАО, Томский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет, институт биологических проблем криолитозоны и институт гуманитарных исследований СО РАН, институт развития образования министерства образования РС(Я), всероссийский центр дистанционного образования "Эйдос" и др.
Все наши образовательные программы реализуются в рамках нескольких проекто>>в "Мир вокруг тебя" - экологическое образование и воспитание, "Я-исследователь" - развитие исследовательской работы со школьниками, "Галактика" - развитие дистанционного образования и внедрение ИКТ в образовательный процесс, "Завтра начинается сегодня" - предпрофильная и довузовская подготовка школьников, в том числе с использованием дистанционных форм образования, "Нити мастерства" - методическая поддержка педагогов. В основе технологий работы с детьми проектные технологии, технологии лично ориентированного развивающего образования, информационно-коммуникативные технологии.
Что сделал коллектив центра за эти 22 года для развития дополнительного образования в районе? Востребованы ли были наши программы?
За последние 3 года более 8000 учащихся 1-11 классов городских и сельских школ Олекминского района и 6 районов Республики Саха (Якутия) приняли участие в программных мероприятиях Центра, 121 педагог района прошел курсы повышения квалификации, в том числе дистанционно. За воспитанниками центра около 300 побед на республиканских, российских и международных олимпиадах, конференциях и конкурсах, 7 победителей и призеров международных научно-исследовательских выставок. С 2006 года 250 ребят 10-11 классов прошли дистанционное обучение в открытых профильных школах Томского университета.
Многое из того, что мы делали, имело и имеет "приставку" "впервые" не только для нашего района, но и для республики.
Можно остановиться на отдельных ключевых моментах:
1995 год впервые для образовательного пространства района разработана программа экологического образования, воспитания и просвещения населения, основы концепции экологического образования в улусе. При научном отделе госзаповедника "Олекминский" открыта воскресная экологическая школа для городских и сельских школьников.
1996 год - разработана комплексная программа школьного экологического мониторинга; открыта летняя экологическая школа на научном стационаре Джикимда на территории Олекминского заповедника; инициировано развитие в районе российской природоохранной акции "Марш парков" (на сегодняшний день Центр, совместно с заповедником "Олекминский" является координаторами этой акции в Якутии).
1997 год - разработана, совместно с Улусным экологическим центром, программа по экологии для 1-8 классов (впервые в республике).
1998 - 1999 годы - в районе создан координационный центр российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее", проведен международный семинар для педагогов по программе GLOBE (Глобальные исследования во имя сохранения окружающей среды), инициировано сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (WWF) по программе экологического образования и природоохранной деятельности; на базе Центра открыта первая в улусе Республиканская экспериментальная площадка "Школьный экологический мониторинг - многофункциональный метод непрерывного экологического образования"; совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект по этноэкологии: "Истоки", по возрождению национальной культуры и традиций; разработан проект, получивший грантовую поддержку WWF "Выездные экологические школы для отдаленных национальных поселков (на примере эвенкийского национального села Тяня"), начала работу "Зимняя экологическая школа в селе Тяня (проведено 10 ежегодных выездных школ); адаптирована в улусе международная программа WWF "Global 200" - "Живая планета. 200 сокровищ Земли".
2000 - 2002 годы - в районе, первым в Якутии, открыт Визит-Центр программы WWF "Живая планета", созданы клубы Друзей WWF "Живая планета"; в рамках выездной экологической школы совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект детского национального праздника "Бакалдын"; совместно с Российской ассоциацией экологического образования (АсЭко) проведен ряд обучающих интерактивных семинаров для педагогов образовательных учреждений района: "Образование для устойчивого развития", "Ощущение чуда (развитие чувственного восприятия детей)"; совместно с Институтом валеологии (г.Санкт-Петербург), Республиканским комитетом по семье и детству проведен ряд семинаров Г.В.Зайцева "Здравосохраняющее образование" по адаптации в улусе комплекта учебников Г.В.Зайцева по валеологии для школьников младшей и средней ступени.
2003 год - Центру присвоен статус федеральной экспериментальной площадки Академии повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования РФ по теме "Проектные технологии - основа развития исследовательских навыков детей и подростков в системе дополнительного образования". Проведены первые дистанционные эвристические олимпиады" для школьников района, впервые организованы для педагогов района дистанционные оргдеятельностные курсы повышения квалификации ЦДО "Эйдос (проведено более 20 таких дистанционных курсов).
2004 год - Центр первым среди образовательных учреждений Дальневосточного федерального округа стал участником пилотного проекта Минобрнауки РФ и компании Майкрософт "Microsoft AT Academy", что способствовало дальнейшему внедрению информационно-коммуникативных технологий не только в образовательный процесс Центра, но и внесло вклад в развитие ИКТ в районе. Разработаны и проведены первые в улусе олимпиады для педагогов по биологии, экологии, географии, электронная олимпиада для школьников "Путешествие по лесным экорегионам", интеллектуальный марафон для младших школьников. Разработан проект международной летней экологической школы "Дом в котором я живу" под эгидой ЮНЕСКО.
2005 - 2006 годы - В 2006 году получен статус регионального оргкомитета российского конкурса экологических проектов "Человек на Земле". Проводимая в течение ряда лет работа с педагогами и школьниками в рамках программы ЮНЕСКО "Образование для устойчивого развития" позволила Центру присоединиться к международной сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. В 2006 году Генеральным секретарем ЮНЕСКО Центру был вручен Сертификат, удостоверяющий статус "Ассоциированная школа ЮНЕСКО".
В 2006 разработан проект "Мобильная компьютерная школа "Спутник", удостоенный Гранта Министерства по молодежной политике РС(Я), основная цель которого- помощь педагогом и школьникам сельских школ в освоении компьютерных технологий (проведено 10 мобильных школ, в том числе в Саныяхтахе, Урицке, Токко, Дабане, Дельгее, близлежащих селах, в программах которых приняло участие 179 педагогов и 600 школьников); на базе Центра открывается Представительство Томского Государственного университета, благодаря чему становится возможным обучение школьников района по программам открытых профильных школ университета и довузовской подготовки. С успехом прошли две международные экологические школы под эгидой Юнеско "Дом, в котором мы живем" на территории Олекминского заповедника, которые собрали школьников из 10 районов Якутии и трех стран.
2007 - 2008 годы - Центру присвоен статус опорного учреждения дополнительного образования детей Министерства образования РС(Я), центр становится авторизованным учебным центром проекта Microsoft - IDEA "Открытый мир информационных технологий". Сотрудниками центра разработаны предложения к программе информатизации системы образования Олекминского района. Проведены семинары по основам компьютерной грамотности, внедрению ИКТ в образовательный процесс для администрации школ, педагогов, библиотекарей. Учебно-методическая работа центра признана лучшей среди учреждений дополнительного образования республики (победитель республиканского конкурса).
Разработана Программа развития центра до 2013 года, в основе, которой идея функционирования центра как центра открытого образования (признана лучшей на российском профессиональном конкурсе "Инноватика в образовании", победитель конкурса).
Разработана программа республиканского эксперимента "Инновационная модель учреждения дополнительного образования, как средство расширения муниципального образовательного пространства", получившая Грант Президента РС(Я).
Запущены дистанционные проекты для школьников (олимпиады, конкурсы, викторины) Института продуктивного образования РАО, Академии информатизации (Инфознайка, "Человек и природа" (ЧИП), КИТ (компьютеры, информация, технологии)
2009 - 2010 годы. Опыт организации дополнительного образования детей по программам Центра признан одним из лучших в Российской федерации (Центр - победитель III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей).
В образовательные учреждения района адаптирована международная программа по водному экологическому мониторингу (110 участников, в основном из сельских школ, в том числе из отдаленных Тяня, Хоринцы, Кыллах, Токко, Саныяхтах, Абага, Жедай, 2Нерюктяй).
Разработана программа дальнейшего развития учебно-исследовательской работы со школьниками.
В рамках интеграции основного и дополнительного образования, разработаны образовательные программы и заключены договора со школами по совместной работе в условиях перехода на федеральные стандарты нового поколения (ФГОС).
Центр стал партнерской площадкой Intel "Обучение для будущего". Это позволит педагогам и школьникам района принять участие в обучающих программах и конкурсах Intel.
Высокое качество предлагаемых образовательных услуг обеспечено профессиональной компетентностью сотрудников нашего учреждения. В центре работают педагоги высшей и первой квалификационной категории. В составе коллектива отличники образования РС(Я), почетные работники общего образования РФ, отличники охраны природы РФ, стипендиаты Международного фонда "Дети Саха-Азия", национального фонда возрождения "Баргарыы", кандидаты наук. Четыре педагога за плодотворный труд в области дополнительного образования детей были удостоены Гранта Президента Республики Саха (Якутия).
Так что же из себя представляет и должно представлять современное дополнительное образование?
Развивается общество, изменяется его социальный заказ, предъявляя новые требования к качеству образования вообще и дополнительного в частности, рассматривая его как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых, и профессиональных компетенций личности. Качество дополнительного образования должно быть не только адекватно потребностям развивающейся личности, но и направлено на формирование человека, способного в будущем позитивно изменить положение дел в обществе
Что можем мы сделать сегодня, чтобы качество дополнительного образования, его эффективность отвечала запросам завтрашнего дня? Решение вопроса лежит не только в плоскости совершенствования педагогических технологий. Требует модернизации все составляющие педагогического процесса: смысл, цели, содержание образования, формы и методы, технологии, средства обучения, система управления, а самое главное требует пересмотра система оплаты труда педагога дополнительного образования, которая на сегодняшний день, в 3-4 раза ниже, чем в школе, изменение социального статуса самого дополнительного образования, которое для многих является основным и обеспечивает путевку в жизнь.
Рожкова О.Ю., директор МОУ ДОД "ЦТРиГОШ",
зав.сектором по экопросвещению Олекминского заповедника, к.б.н.