Полное название
Водомерки
Краткое название
Водомерки
Направленность
Естественно-научная
Направление
Прочее
Вид программы
Дополнительная общеразвивающая
Возрастной диапазон
Программа рекомендована для учащихся в возрасте от 12 до 18
лет
Цели и задачи
Цель программы: формирование у учащихся экологического
мировоззрения, научных представлений о факторах
формирования природных вод и процессах, влияющих на их
качество; развитие самостоятельной исследовательской
деятельности через исследование
Продолжительность
обучения
1 год
Форма обучения
Очная
Материальнотехническое
обеспечение
Материально-техническое обеспечение ? Рабочее место
учащегося: ? Оборудование и реактивы для определения
физических и химических свойств воды; ? Базовая
гидрохимическая лаборатория ? Цифровая экологическая
лаборатория
Количество мест, всего
81
Минимальное
количество мест в
группе
Не указано
Число учащихся в
группе, от
1
Число учащихся в
группе, до
25
Число свободных мест
0
Способ оплаты
Бюджет
Значимый проект
Новые места в доп. образовании
Типовой договороферта
Не указано
Муниципалитет
Олекминский район
Аннотация
Программа формирует экологическое мировоззрение, обеспечивает деятельностный
характер образовательного процесса. Учащиеся не только получают знания по основам
состояния и качества воды своей местности, но имеют возможность участвовать в
природоохранной деятельности. Это способствует формированию у них гражданской
позиции, патриотизму, ответственному отношению к природным, социальным и
экономическим ресурсам своего региона и, в целом, нашей страны.
Содержание программы
Модуль 1. «Вводное занятие» Тема 1.1. Вводное занятие. Теория: знакомство, правила
поведения во время занятий, техника безопасности при проведении занятий и лабораторных
работ, знакомство с планом работы. Практика: Игры на сплочение. Форма контроля: опрос
Модуль 2. «Что мы знаем о воде?» Тема 2.1. Что мы знаем о воде. Теория: откуда появилась
вода на Земле. Водная оболочка Земли. Водные ресурсы. Распределение пресной воды на
земном шаре Практика: Тест «Что мы знаем о воде?» Тема 2.2. Профессии, связанные с
изучением и использованием водных ресурсов. Теория: Профессии, связанные с изучением
и использованием водных ресурсов. Форма контроля: опрос Модуль 3. «Вода и ее свойства»
Тема 3.1. Физические свойства воды Теория: агрегатные состояния воды, температура
кипения, температура плавления, температура парообразования, удельная теплоемкость,
способность растворять другие вещества, поверхностное натяжение Практика: опыты,
иллюстрирующие поверхностное натяжение и свойство воды быть растворителем: Форма
контроля: опрос Тема 3.2. Физические свойства воды. Цветность воды. 7 Теория: понятие
«цветность воды», типы цветности воды, цветность природной и питьевой воды, факторы,
влияющие на цветность воды, единицы измерения цветности воды, шкалы определения
цветности воды. Практика: практическая работа: «Определение цветности различных
образцов жидкости» Форма контроля: опрос Тема 3.3. Физические свойства воды.
Прозрачность воды Теория: прозрачность воды - важный показатель качества воды –
способность пропускать световые лучи. Мутность воды. Факторы, влияющие на
прозрачность воды. Методы, определяющие прозрачность воды. Практика: практическая
работа: «Определение прозрачности воды» Форма контроля: опрос Тема 3.4. Физические
свойства воды. Запах Теория: основные причины появления запаха, запахи естественного и
искусственного происхождения природные (естественного происхождения) запахи:
ароматический, болотный, гнилостный, древесный, землистый, плесневый, рыбный,
травянистый, неопредел?нный и сероводородный, тинистый и др. Запахи искусственного
происхождения: хлорный, камфорный, аптечный, фенольный, хлор-фенольный, смолистый,
запах нефтепродуктов. Практика: практическая работа «Определение запаха отдельных
образцов воды» Форма контроля: опрос Тема 3.5. Физические свойства воды. Температура
воды Теория: отчего зависит температура воды, роль температуры воды для водных
экосистем. Методы определения температуры воды. Практика: практическая работа
«Определение температуры воды на разной глубине в аквариуме» Форма контроля: опрос
Тема 3.6. Химические свойства воды. Водородный показатель pH Теория: что такое
водородный показатель и зачем его измерять. Нормы водородного показателя воды.
Понятие кислая, щелочная, нейтральная среда. Влияние pH на живые организмы. Кислотные
дожди. Практика: практическая работа «Определение pH различных образцов жидкости»
Форма контроля: опрос Тема 3.7. Химические свойства воды. Содержание растворенного в
воде кислорода. Теория: понятие «растворенный в воде кислород». Откуда в воду попадает
кислород. Важность растворенного в воде кислорода для водных организмов. Влияние
температуры на содержание в воде растворенного кислорода. Методы определения
растворенного в воде кислорода. Практика: Практика: практическая работа «Определение
концентрации растворенного в воде кислорода» Форма контроля: опрос Тема 3.8.
Химические свойства воды. Жесткость воды. Теория: что такое жесткость воды. Что влияет
на ж?сткость воды. Единицы измерения жесткости воды. Какая бывает жесткость воды.
Влияние жесткости воды на живые организмы и здоровье человека. Практика:
практическая работа «Определение жесткости воды» 8 Форма контроля: опрос Тема 3.9.
Химические свойства воды. Биогенные вещества Теория: понятие «биогенные вещества».
Состав биогенных веществ: углерод, водород, азот, фосфор, кремний, железо. Роль
биогенных веществ в жизни живы организмов.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы, учащиеся получат знания основ гидрохимических и
гидробиологических исследований, научатся - наблюдать и описывать экологическое
состояние водных объектов, выдвигать и обосновывать гипотезы, объясняющие это
состояние...