Пояснительная записка к учебному плану МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» РС (Я) на 2023-2024 учебный год Учебный план разработан и утвержден ОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Учебный план МБУ ДО «ЦТРиГОШ» является нормативным правовым документом, устанавливающим перечень учебных программ, курсов и объем учебного – времени, отводимого на изучение по ступеням общего образования и годам обучения. Он разработан на основе следующих нормативных документов: Федеральные законы: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ Федеральный указ: - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Федеральное распоряжение: - Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 года N 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» Федеральные постановления: - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N61573); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Раздел VI) Федеральные приказы: - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Республиканские законы: - Республиканский закон «Об образовании в Республики Саха (Якутия)» от 15 декабря 2014 года 1401-3 №359-V; Муниципальные - Постановление Главы района от 05.04.2022 № 59 «Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования Олекминского района Республики Саха (Якутия) на 20222026 годы" - Постановление Главы района от 23 мая 2022г. №99 «Об утверждении административного регламента «Запись на обучение по дополнительной общеобразовательной программе в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)» - Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия); - нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию образовательного процесса. Учебный план Центра построен на основании учебно-тематических планов педагогов Центра, отражает специфику организации учебно-воспитательного процесса, который характеризуется следующими особенностями: учащиеся проходят на занятия в свободное время (после уроков в общеобразовательной школе, в выходные и каникулярные дни); обучение организуется на добровольных началах; детям предоставляется возможность сочетать различные формы занятий и направления деятельности. Образовательный процесс организован с детьми в течение всего календарного года. В системе дополнительного образования занимаются учащиеся от 6 до 18 лет (дошкольники, учащиеся 1-4, 5-9 и 10-11 классов). Методология образовательного процесса обеспечивает целостность процесса психофизического, интеллектуального и духовнонравственного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. Реализуя образовательные программы, педагогический коллектив решает образовательные, развивающие, воспитательные задачи по 3 направленностям: техническая, естественнонаучная, социально-гуманитарная. Сроки реализации программ дополнительного образования составляют от 16 часов до 2 и более лет. Техническая направленность: Программы данной направленности рассчитаны на учащихся от 6 до 18 лет. Предусматривают овладение элементарной грамотностью в области моделирования, программирования, конструирования. Позволяют развивать творческое мышление, получать конкретные результаты своего труда. Техническая направленность (общая недельная нагрузка – 88,6 часов) включает объединения: «Соревновательная робототехника»; «Логика с элементами информатики»; «Робототехника Lego Spaik Prime»; «Первороботы WEDO 2.0»; «ПервоРоботыWedo» (6-8 лет); «ПервоРоботыWedo» (7-10лет); «3D моделирование. 3D ручка», «ТИКО-конструирование»; «Технология моды»; «Профи-мастер». программы по направлению движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsJunior); Модуль «3D графика. Дизайн интерьера»; Модуль «Робототехника»; 3d моделирование. 3d ручка; Азбука черчения. Туристко-краеведческая направленность: Целями и задачами направленности является: накопление детьми и подростками нового положительного коммуникативного опыта, формирование чувства патриотизма, любви к Родине, умений и готовности заботиться о сохранении культурно – исторического наследия. развитие у подростков социально значимых жизненно важных навыков, способствующих формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитие интеллектуальных способностей, творческой активности. Программы предназначены для учащихся от 6 до 18 лет. Туристко-краеведческая направленность (общая недельная нагрузка – 16 часов) включает объединения: «Совершенствуй свой английский»; «Учимся говорить правильно» (английский язык); «История Алсиб» Естественнонаучная направленность: Программы предназначены для учащихся от 6 до 18 лет позволяют расширить и углубить знания основного образования в области естественных наук, сформировать устойчивый интерес детей к естественным наукам, состоянию окружающей среды своей местности, формируют основы естественнонаучной функциональной грамотности. Образовательные программы естественнонаучной направленности (общая недельная нагрузка – 34 часов) представлены в учебном плане следующими дисциплинами: «Школа юного исследователя»; «Школьный экологический мониторинг»; «Водомерки»; «Экослед» В 2022-2023 учебном году продолжает реализовывать образовательные модули в рамках трансформации урока «Технология» в 3 образовательных учреждениях : • МБОУ «Районная гимназия «Эврика» Олекминского района РС (Я); • МБОУ «СОШ №2» г. Олекминска РС (Я); • МКОУ «Заречная ООШ» Олекминский район РС (Я). Форма, средства и методы обучения и воспитания обусловлены законодательством Российской Федерации. В основу образовательного процесса заложены такие принципы как гуманизм, учет национальных традиций, непрерывность, научность и открытость, вариативность, преемственность методик и направлений, системность, комплексность, саморазвитие. В соответствии с современными психолого-педагогическими и методическими рекомендациями учебные группы комплектуются как по разновозрастному, так и одновозрастному принципу, объединенные по интересам. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется программой работы. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности, или комплексным интегрированным программам. Продолжительность, частота занятий и наполняемость групп зависит от методов работы с детьми и определяется учебными программами и планами. Наполняемость групп, в объединениях, занимающихся по научно-техническому направлению с использованием компьютерной техники - 10, допустимая 15 человек; в объединениях естественнонаучной направленности оптимальная 10 человек, допустимая 15-20 человек на занятии. Учебные занятия в Центре начинаются 1 сентября и заканчиваются 31 мая. Хотя основная запись в группы осуществляется с 25 августа по 15 сентября, в течение учебного года в любое время школьник может прийти и начать заниматься в Центре. Организация учебных занятий с учащимися осуществляется в соответствии с расписанием занятий, где указываются учебные группы, время и продолжительность занятий, количество часов в неделю, фамилия и имя педагога, проводящего занятия. Расписание учебных занятий включает в себя образовательные компоненты, представленные в учебном плане. Во время занятий в Центре учащийся может выбрать тему индивидуальной работы, углубленного изучения какой-то области знания. Контроль учебной работы учащихся проводится в форме собеседования, тестирования, выполнения домашних заданий, защита проекта (курсовой работы). Тема проекта может меняться каждый год, а может и продолжаться в течение 3-4 лет. Результатом обучения в Центре является осуществление учащимися своей индивидуальной траектории развития, обеспечение развития ребенка как полноправного и активного члена общества, профессиональной ориентации школьников. Учебный план определяет количество часов на реализацию ДООП и отражает: наименование, уровень, направленность, срок реализации программы, возраст (класс) учащихся, год обучения, количество учащихся в группе, количество часов в неделю по образовательной программе на группу (учащегося); название объединения, фамилия, имя, отчество педагога (полностью), место проведения занятий; Корректировка учебного плана может производиться учреждением в случае: • изменения режима работы учреждения; • увольнения педагога; • длительной болезни педагога; • приёма на работу нового педагога (при наличии вакансии); • перераспределения часов; • в связи с увеличением количества детей в группе или уменьшением количества детей (закрытие группы из-за недобора). Выполнение учебного плана контролируется: • ежемесячно по журналам учёта работы детского объединения по общеразвивающей дополнительной образовательной программе; • по выполнению учебно–тематических планов образовательных программ педагогов по направлениям деятельности; • по расписанию занятий; В случаях вынужденного отсутствия педагога (болезнь педагога, командировка и т.д.) выполнение учебного плана может быть обеспечено: • уплотнением учебного материала за счет часов повторения и практики; • за счет снятия менее значимых тем. При формировании детских учебных групп учитываются: • свобода выбора программы, педагога, уровня образования, формы объединения, переход из одного детского объединения в другое; • творческая индивидуальность ребёнка; • создание условий для усвоения программы в самостоятельно определённом темпе; • дифференциация содержания обучения в соответствии с избранным направлением. Занятия в объединениях проводятся: всем составом, по группам, индивидуально (в соответствии с образовательной программой педагога). Во время всех перерывов педагог выполняет следующую работу: • встречает и провожает детей в раздевалку; • беседует с родителями, проводит информационное сообщение о проведенных занятиях, даёт рекомендации, проводит консультации, доносит до них информацию о совместных мероприятиях; • осуществляет проветривание кабинета; • подготавливает аудиторию к занятиям; • информирует и организует мероприятия в рамках образовательно-досуговой деятельности; • обзванивает детей, отсутствующих на занятиях, выясняя причину их отсутствия. Формирование учебных групп, их количество и численный состав определяется в зависимости от ежегодных изменений. В случае снижения фактической посещаемости в течение года учебные группы могут быть объединены или расформированы. В период школьных каникул занятия могут проводиться по расписанию, утвержденному на каникулярный период. Выполнение учебного плана обеспечено соответствующим материально-техническим и информационным оснащение.