Пояснительная записка Современные условия жизни требуют от обучающихся, прежде всего прочную образовательную базу, активную жизненную позицию, целеустремленность, способность ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Сегодняшних детей окружает масса информации – кино, Интернет, СМИ, реклама. Ребенок постоянно сталкивается с проблемой выбора – друзей, интересов, решений, причем, вероятность принятия необдуманных решений социального характера возрастает на фоне информации, искажающей моральноэтические нормы. С этой проблемой сталкиваются педагоги и родители не только крупных городов, но и небольших сел. Центр призван сохранять возможность воспитания обучающихся Олекминского района в духе патриотизма, гражданственности и социальной ответственности. Воспитательный процесс в учреждении основывается на специфике дополнительного образования: - деятельность педагогов дополнительного образования строится на основе интеграции общего и дополнительного образования (не подлежит регулированию ФГОС); - дополнительное образование детей, как институт взросления и развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся; - особая образовательная среда как возможность для самореализации детей и раскрытия их талантов; Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению» Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий». Ведущие ценности: Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, знание культуры и владение языком своего народа создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; Воспитательная программа МБУ ДО «ЦТР и ГОШ» МР «Олекминский район» РС(Я) (далее Центр) разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ и Республики Саха (Якутия): Федеральные законы: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ с изменениями на период июля 2022 года); - Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Федеральной концепции: - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена 29 мая 2015 г. № 996-р. - Концепция модернизации дополнительного образования детей на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014, Дорожная карта, Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р; Федеральные программы: - Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012 года на заседании Правительства РФ); - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» наппроекта «Образование»; Федеральные постановления: - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 04 июля 2014года №41 о требованиях санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14»; Федеральные приказы: - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года №1008, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - приказ Министерства образования и науки РФ от 07 апреля 2014 года №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Федеральные письма: -Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-184 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 Мая 2011 г. N 03-296"Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Республиканские законы: - Республиканский закон «Об образовании в Республики Саха (Якутия)» от 15 декабря 2014 года 1401-3 №359-V; - Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) – 2030 «Образование, открытое в Будущее», одобрена XIII Съездом учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка», октябрь 2015г.; - Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 02.09.2014 года №0116/3670 «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по аттестации педагогических работников»; Муниципальные - Постановление Администрации муниципального района «Олекминский район» РС (Я) от 05.08.2011г. №125 «Об административном регламенте Муниципального казенного учреждения «Управление образования Олекминского района» по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления дополнительного образования в Олекминском районе Республики Саха (Якутия)»; Локальные акты: - Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» муниципального района «Олекминский район» Республики Саха (Якутия); нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса. 1. Целевой блок Главная идея воспитательной системы ЦТР и ГОШ: Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ЦТР и ГОШ осуществляется по следующим направлениям: • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • Воспитание нравственных чувств и этического сознания; • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни; • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); • Воспитание отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Принципы воспитательной работы 1. Личностно-ориентированный - признание каждого ребенка полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в Центре и вне ее. 2. Деятельностный – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы. 3. Принцип сотрудничества – взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т.е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество. 4. Гуманизация воспитания – уважение личности ребенка, достоинства, доверии к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка. 5. Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов. 6. Дифференцированный – отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном. 7. Средовой – учет, использование в процессе воспитания среды окружающей ребенка (семья, друзья, сверстники, уровень социального благополучия, интересы и увлечения и др.) Субъекты воспитательной среды Участниками процесса воспитания являются все учащиеся, члены педагогического коллектива Центра и родители (лица их заменяющие) обучающегося. Взаимообратная связь всех субъектов воспитательной среды, начинающаяся и замыкающаяся на ребенке, прослеживается на практике. Все субъекты работают в тесном взаимодействии друг с другом на всех этапах педагогического воспитательного воздействия: 1.1. Цели и задачи Цель: Воспитание личности социально ориентированной, всесторонне развитой, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного человека. Задачи: 1. Организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащихся. 2. Формирование человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, любящего свое Отечество, свой край гражданина, обладающего национальным самосознанием и характером. 3. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым из них социального статуса в среде сверстников. 4. Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей. 5. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности. 6. Создание условий для участия родителей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности Родительского комитета; привлечение родительской общественности к воспитательному процессу. 7. Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма. Направления воспитательной работы В центр нашей системы воспитания мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность: • • • • • • интеллект (естественнонаучное), творчество (культурологическое), патриотизм (духовно-патриотическое), здоровье (здоровьесберегающее), экология(эколого-биологическое), профориентация, самоуправление. − гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; − патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; − духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; − эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; − физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; − трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; − экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; − ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания Целевые ориентиры результатов воспитания по ДООП для учащихся начального общего образования Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. Целевые ориентиры результатов воспитания по ДООП для учащихся основного общего образования Целевые ориентиры Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. Целевые ориентиры результатов воспитания по ДООП для учащихся среднего общего образования Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 2. Содержательный блок 2.1 Уклад общеобразовательной организации 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности Центра. Содержание виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях. Состав и содержание модулей определяется с учетом направлений деятельности Центра, имеющихся ресурсов и планов. Инвариантные модули: «Учебная деятельность», «Основные дела для обучающихся центра», «Воспитательный потенциал педагога дополнительного образования», «Мероприятия Центра», «Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация» Вариативные модули: «Детские общественные объединения», «Добровольческая деятельность (волонтерство)» 2.2.1. Учебная деятельность − максимальное использование воспитательных возможностей содержания дополнительной общеобразовательной программы для формирования у обучающихся российских традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания занятий, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений; − включение педагогами дополнительного образования в образовательные программы целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач занятий; − включение педагогами дополнительного образования в образовательные программы тематики в соответствии с календарным воспитательной работы; планом − выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности; − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; − применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; − побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» РС(Я), установление и поддержку доброжелательной атмосферы; -инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. 2.2.2. «Воспитательный потенциал педагога дополнительного образования» − инициирование и поддержку педагогом дополнительного образования участия учащихся объединения в общих делах и мероприятиях центра ( указать каких)….., оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; − организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел (игры и тренинги на командообразование походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся и др.); - наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа различных мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. − изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителямиа также (при необходимости) со психологом центра; − доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися объединения; − информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся; − привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в объединении и Центре − проведение в объединении праздников, конкурсов, соревнований и т. п. 2.2.3. «Основные дела для обучающихся центра» Реализация воспитательного потенциала модуля предусматривает: ежегодные творческие мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все учащиеся (предложения коллектива, что включаем…, например, Дверь открытых дверей, ); мире; − участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, − церемонии награждения обучающихся и педагогов за участие в жизни Центре, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие Центра, региона; − социальные проекты в Центре, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной,экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; − праздники, фестивали, представления, проводимые для жителей и организуемые совместно с семьями обучающихся; − вовлечение по возможности каждого обучающегося в общие дела в разных ролях, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа массовыхдел; 2.2.4. Мероприятия Центра Мероприятия Центра включают: - массовые мероприятия различной тематической направленности и уровня, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами; - семинары, курсы, мастер классы, образовательные интенсивы; - выездные мероприятия; - каникулярные мероприятия; - мероприятия с использованием дистанционных технологий и средств электронного обучения; 2.2.5. Организация предметно-пространственной среды Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: − использование в оформлении здания государственной символики Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), МР «Олекминский район»; − исполнение гимна Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) при проведении мероприятий Центра; − размещение государственного флага Российской Федерации, флага Республики Саха (Якутия), флага муниципального района «Олекминский район» в специально отведенной зоне Центра; − размещение карт Республики Саха (Якутия) и муниципального района «Олекминский район»; − изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; − организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности; − оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; − разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты; − подготовку и размещение сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; − поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при Центре; − создание и поддержание в вестибюле места свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; − деятельность педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению образовательных аудиторий; − разработку и оформление пространств проведения мероприятий центра; − разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности (пожарная безопасность, антитеррор, экология). Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2.2.6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: − создание и деятельность в Центре представительных органов родительского сообщества – совета родителей, участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; − создание интернет-сообщества объединения в мессенджер Telegram с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность; − привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению мероприятий Центра; - родительские дни, во время которых родители могут посещать учебные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в центре (по согласованию с администрацией) 2.2.7. Самоуправление Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в Центре предусматривает: − организацию и деятельность органов ученического самоуправления – Совета учащихся; − представление и защита Советом учащихся интересов обучающихся; − участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности Центра. 2.2.8. Профилактика и безопасность Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной организации предусматривает: − организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; − вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); 2.2.9. Социальное партнёрство Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает: − участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); − участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных занятий (уроков), мероприятий и акций соответствующей тематической направленности; − проведение на базе организаций-партнёров отдельных занятий (уроков), мероприятий, акций воспитательной направленности; − реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. 2.2.10. Профориентация Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы общеобразовательной организации может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или запланированные): − профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; − экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; − организацию на базе центра профориентационных мероприятий с участием социальных партнеров, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки ( программы «Профессионалы», «Я-профи», «Абилимпикс»); − участие в работе всероссийских профориентационных проектов; − индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; 3. Организационный блок 3.1. Кадровое обеспечение Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим руководителя образовательной организации, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, непосредственно курирующего данное направление, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, иных педагогических работников. Функционал работников регламентируется профессиональными стандартами, должностными инструкциями и иными локальными нормативными актами образовательной организации по направлениям деятельности. 3.2. Нормативно Деятельность МБУ ДО «ЦТРиГОШ» МР «Олекминский район» по воспитанию строится на основании документов: - Программа воспитания ; - Положение о профессиональной этике педагогических работников (Кодекс профессиональной этики)» - Положение об организации образовательной деятельности; - Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Центром и обучающимися и родителями (законными представителями)несовершеннолетних обучающихся. - Правила внутреннего распорядка для учащихся. - Положение о комиссии по урегулированию споров между частниками образовательных отношений. - Правила поведения обучающихся и сопровождающих их лиц в ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Гермес». - Положение об оформлении, разработке и утверждении дополнительных образовательных программ. - Должностные инструкции - Договора о сетевом взаимодействии - Правила внутреннего трудового распорядка. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: − публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); − соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; − прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); − регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); − сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); − привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; − дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность предусматривает благотворителей и их деятельности. публичную презентацию Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции, деятельность организации, должны соответствовать цели, задачам, традициям укладу общеобразовательной воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в общеобразовательной организации. Интеллект Задачи: 1. Развивать учебную мотивацию и учебные навыки учащихся 2. Формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда. 3. Развивать познавательные способности, любознательность, стремление воспринимать окружающий мир во времени и пространстве. 4. Формировать социальную и коммуникативную компетентностью обучающихся средствами занятий по интересам. 5. Стимулировать развитие нестандартности, индивидуальности, одаренности учащихся. Пути реализации: - развитие естественнонаучного и технического направлений дополнительного образования; - общеобразовательные, открытые занятия; - экологические недели; - дистанционные олимпиады и конкурсы; - День открытых дверей; - участие в школьных, муниципальных, региональных, российских, международных олимпиадах и конкурсах; - занятия с одаренными детьми; - научно-практические конференции; - презентация и защита исследовательских проектов; - международный акции и мероприятия; - школа юного исследователя; - участие в интеллектуальных конференциях и конкурсах • Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост»; • Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» • Всероссийский конкурс «Первые шаги в науку»; • Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущееИнникигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова; • Региональная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»; • Конкурс исследовательских и творческих проектов детей младшего школьного возраста «Я исследователь»; • Конкурс исследовательских и творческих проектов детей старшего дошкольного возраста; • Региональный этап всероссийского лесного конкурса «Подрост»; • Всероссийская конференция «Открой в себе ученого»» • Всероссийская олимпиада «Созвездие» и др. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление Задачи: 1. Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, селу, краю, Родине. 2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность, этическое отношение к окружающим, социальную активность, отвественность. 3. Содействовать процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся. 4. Формировать убеждения, мировоззрения, систему социальных установок. 5. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества. 6. Формировать условия для принятия общечеловеческих норм и образцов как ценностей. Пути реализации: - участие в федеральной программе «Знаю Россию» - соревнования по сборке спилс-карт России, Республики Саха(Якутия) и Олекминского района; - конкурс «Будущий дипломат» - развитие соответствующих компетенций WorldSkills Junior: «Коммуникабельность», «Мультимедийная журналистика», «Национальное шитье» - Конкурс эссе «Расскажи, чтобы помнили и гордились»; - Конференция «Олонхо» - День Российской науки; - конкурс «Дежурный по планете» Здоровье Задачи: 1. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся с целью воспитания стремления к здоровому образу жизни. 2. Прививать навыки личной гигиены младшим школьникам. 3. Формировать убеждение в важности и красоте физической культуры. 4. Прививать практический интерес к спортивным занятиям. 5. Развивать личностные качества: быстроту, ловкость, находчивость, смелость, коллективизм, дисциплинированность. 6. Формировать понимание сущности здоровья как одной из главных жизненных ценностей. Пути реализации: - Всероссийский дистанционный конкурс- игра по основам безопасности жизнедеятельности «СПАСАТЕЛИ»; - Всероссийская дистанционная олимпиада по физической культуре. Олимпийские игры; - Всероссийская олимпиада по физической культуре - Международный конкурс – игра по ОБЖ «Муравей»; - мероприятия по пожарной безопасности, ПДД; - занятия по ЗОЖ в период проведения занятий. Экология Задачи: 1.Формировать заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг. 2. Прививать любовь к природе. 3. Формировать активную позицию защитника окружающей среды. 4. Развивать эмоционально-чувственное восприятие детей. 5. Изучать природу родного края, ее красоту и особенности. Пути реализации: - общеобразовательные занятия; - трудовой экологический десант- Всемирная акция «Уборка планеты»; - Всемирная акция «Миллиард деревьев»; - Международный день птиц; - Всероссийский экологический урок; - Международный день заповедников; - Всемирный день Земли; - Международная акция «Марш парков»; - дистанционные олимпиады и конкурсы; проектно-исследовательская деятельность; - олимпиада по Олекмоведению Творчество Задачи: 1. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры. 2. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. 3. Формировать художественно-эстетические взгляды и убеждения, интерес к различным видам искусства. 4. Прививать умения и навыки художественного творчества. 5. Совершенствовать личностные качества эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников. 6. Развивать стремления формировать свою среду по эстетическим, культурным, общепринятым критериям. Пути реализации: - Всероссийский конкурс «Новогодняя открытка»; - развитие соответствующих компетенций WorldSkills Junior( графический дизайн, фотография, 3D-моделирование. - занятия по объединениям; - участие в творческих конкурсах различных уровней; - организация творческих выставок, презентаций, стендов; - работа с одаренными детьми: Самоуправление Задачи: 1. Развивать и совершенствовать систему ученического самоуправления. 2. Включать учащихся в работу Центра как субъекта учебной и воспитательной деятельности. 3. Прививать обучающимся качества лидера. Пути реализации: - работа органа самоуправления - Совета учащихся Центра; - проведение акций «Посади дерево», «Очисти планету», «Марш парков» и др.; - выпуск информационных листков в ОУ. Профориентация Задачи: 1. Ранняя профориентация детей, начиная с дошкольного возраста, с использование потенциала программ WorldSkills Junior BabySkills, «Билет в будущее»; 2.Профориентационная работа среди учащихся и родителей по ознакомлению с возможностями профессионального самоопределения на основе совместной деятельности педагогов и администрации Центра. 2. Формировать осознанное представление о мире труда и профессий; 3. Развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию; 4. Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека; 5. Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов. Пути реализации: - развитие движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Junior) в Олекминском районе; - участие в программе «Билет в будущее» - игровые занятии по Атласу будущих профессий» - индивидуальные беседы по выбору профессий; - взаимодействие со специалистом центром занятости; - встречи с представителями разных профессий; - экскурсия на предприятия и учреждения города; - Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы: • по математике • занимательная математика • по информатике • занимательный английский • литературное чтение • спасатели • по русскому языку • по литературе • русский медвежонок • слон • КИТ (компьютеры, информатика, технологии) • занимательное языкознание • информатика в терминах • по программированию • по истории • по технологии Работа с семьей Особое внимание в воспитательной работе Центра необходимо уделять работе с семьей. Родители обучающихся играют важную роль в общей воспитательной системе. Они вместе с детьми с удовольствием принимают активное участие в подготовке и проведении коллективных творческих дел, конференций, олимпиад и конкурсов; входят в состав Управляющего совета Центра, через который осуществляется руководство ЦТР и ГОШ и всего воспитательного пространства. Задачи работы с родителями: • формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса: целеполагания, отбора содержания, форм, средств воспитания, их реализации, анализа и оценки результатов; • повышение воспитательной функции семьи через консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания школьника; • активизация роли родителей в образовательном процессе. Формы работы с родителями: • индивидуальные консультации, беседы; • диагностическая деятельность; • родительские собрания, лектории, круглые столы; • работа Родительского комитета; • организация дежурств родителей во время культурно-массовых мероприятий; • дни открытых дверей; • совместные творческие дела и праздники; • постоянная связь с родителями (телефон, Интернет, группы What Sapp). Ожидаемые результаты • Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. • Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями. • Развития чувства прекрасного. Умение найти своѐ место в творчестве каждого ребенка. • Массовое участие в культурном досуге. • Повышение количества обучающихся, занимающихся по программам ЦТР и ГОШ. • Развитие интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего села, района, области, государства. • Укрепление связи семьи и ЦТР и ГОШ в интересах развития ребенка. • Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями. • Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания. Ресурсное обеспечение программы воспитания Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования. Основным источником финансирования являются средства муниципального бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджета. Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а так же использую спонсорскую помощь социальных партнеров.