Пояснительная записка Современный уровень развития системы образования диктует особые требования к дополнительному образованию, как действенному инструменту развития личности ребенка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный экологический мониторинг окружающей среды» обеспечивает многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка, имеет ярко выраженный деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению. За основу экологического мониторинга взят фенологический мониторинг, характеризующий сезонные изменения в природе. Программа социально-ориентированна: наблюдения за состоянием и сезонным изменением окружающей среды в местах своего проживания, практическая работа по составлению календаря природы своей местности формирует гражданскую позицию и активность учащегося. Направленность программы: естественнонаучная. Уровень – базовый. В процессе освоения программы «Школьный экологический мониторинг окружающей среды» учащиеся познакомятся с физико-географической характеристикой своего района, почвами, гидрологией, флорой и фауной. Выявят особенности изменения климата, составят календарь природы своей местности. Новизна и актуальность программы: программа впервые разработана для учащихся Олекминкого района и позволяет составить Календарь природы Олекминского района. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих, является оргдеятельностный подход к реализации экологического воспитания через систему экологического мониторинга, фенологичческого мониторнга, проводимого на научноисследовательской основе и направлено на формирование у учащихся проектных и исследовательских умений и навыков, углубление знаний о природе своего края, своей местности. Программа может быть реализована в сетевой форме. Цель программы: используя методологию экологического мониторинга, формирование личности учащегося, обладающей знаниями о природе Олекминского района, экологическом состоянии своей местности, умением оценивать экологическое состояние природных комплексов и действовать по сохранению окружающей среды, развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков ведения фенологического мониторинга Задачи программы: - формирование знаний об экологическом и фенологическом мониторинге; - формирование знаний о природе Олекминского района ее охране и экологическом состоянии окружающей среды своей местности; - формирование практических умений; - раннее приобщение учащихся к исследовательской деятельности; - воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края. Настоящая программа является дополнением к школьным курсам биологии и географии, носит деятельностный характер, имеет естественнонаучную направленность и построена на принципах: научности и доступности, системности, интегративности, преемственности, занимательности, проблемности, гуманизации, социализации. Возраст детей и продолжительность реализации программы Программа рассчитана на детей 13-17 лет. Срок реализации – один учебный год. Форма и режим занятий Объем программы: программа рассчитана на 64 часа. Наполняемость группы: 10-15 человек. Формы занятий: групповые. Виды занятий: (определяются содержанием образовательной программы): рассказ, беседа, практические занятия, самостоятельная работа, экскурсии, творческие отчёты и др.) Режим занятий обусловлен расписанием. Одно занятие продолжительностью 45 минут. В случае работы на полигоне школьного экологического мониторинга продолжительность занятий может быть увеличена. Учебно-тематический план включает 16 часов теории, 46 часов практических работ и 2 часа контрольных занятий. Содержательная часть занятий предусматривает широкое использование возможностей Интернет технологий, облачных сервисов для проведения практических занятий по технологиям «удаленного доступа», использование компьютерной техники в формате: 1 человек – 1 компьютер. В течение года проводится мониторинг полученных знаний учащимся в форме промежуточной и итоговой аттестации, проводимых в середине и в конце учебного года. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 1. Учащиеся будут знать значение экологического мониторинга, особенности ведения фенологического мониторинга 2. Учащиеся будут уметь проводить простые исследования экологического состояния окружающей среды, работать на полигоне школьного экологического мониторинга. 3. Учащиеся будут уметь проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе. 3. Учащиеся будут знать фенологическую периодизацию календарного года. 4. Учащиеся будут уметь составлять календарь природы своей местности, определять фенологические этапы и индикаторы. 5. Учащиеся будут уметь выполнять основные виды исследований и делать соответствующие выводы. ПОЛНОСТЬЮ С ПРОГРАММОЙ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ на портале р14.навигатор.дети пройдя по ссылке: https://xn--14-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/