Ландшафт дополнительного образования. Направления изменений

30.08.2019

В настоящее время одной из стратегических задач государственной политики в области российского образования провозглашено формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Особая роль при этом отведена дополнительному образованию, которое по мнению министра образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А.Егорова: «…в последние годы становится зоной особого внимания и масштабных экспериментов».

В 2016 году утвержден приоритетный национальный проект «Доступное дополнительное образование для детей», в 2018 запущен федеральный проект «Успех каждого ребенка», качественные перемены в сфере образования Якутии конкретизированы в Указе Главы Республики «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)».

В качестве ключевых задач до 2024 года поставлено: «вхождение РС (Я) в число 15 лучших субъектов РФ по качеству образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально­ответственной личности на основе духовно­нравственных ценностей, исторических, национально­культурных традиций, сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов, проживающих на территории республики».

Меняется образовательный ландшафт дополнительного образования: тренд в сторону естественнонаучного и технического дополнительного образования; развитие исследовательской, проектной и экспериментально­конструкторской деятельности, цифровых технологий; выявление, поддержка и развитие талантов и способностей у детей и молодежи; создание новой модели дополнительного образования «Кванториум»; развитие современных форм профориентации и многое другое.

Общие принципы новой «архитектуры» образования: событийный, деятельностный характер образования; сложно организованная деятельность, осуществляемая командой с системой ролевых позиций; организационная мобильность и динамичность. Получили развитие креативные формы новой «архитектуры» образования, такие, как стартапы, образовательные платформы, центры инновационного творчества, хакатон.

«…Мы сегодня активно работаем над созданием новой образовательной сети, ориентированной на выявление и развитие способностей и талантов юных якутян. Ее флагманом будет Центр поддержки способностей и талантов детей на базе Малой академии наук в Октемцах. В сеть войдут Международная Арктическая школа, круглогодичный детский центр «Полярная звезда», Высшая школа музыки, Якутская балетная школа, спортивные учреждения нового типа. Ведется работа по созданию Республиканского специализированного IT–лицея, призванного воспитывать лидеров цифровой эпохи, профессионалов IT­индустрии. Также есть планы по открытию к 2022 году в создаваемом Парке будущих поколений в городе Якутске образовательного центра, нацеленного на развитие креативных и предпринимательских компетенций детей», ­ отметил Глава Якутии А.С. Николаев на прошедшем 20­22 августа 2019 года августовском совещании работников образования Якутии.

В последние годы проявляется тенденция – создание новых типов учреждений дополнительного образования. На национальном уровне в 2013 году началось создание сети Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), ориентированных на развитие навыков работы на высокотехнологичном оборудовании и реализацию высокотехнологичных стартапов детьми и молодежью. В рамках проекта «Цифровая образовательная среда» в республике планируется создание центров цифрового образования для детей «IT – куб» с годовым охватом не менее 1200 детей.

В 2016 году запущена программа создания детских технопарков «Кванториум». На данный момент функционирует 53 детских технопарка «Кванториум» в 37 регионах нашей страны, в том числе в г. Якутске.

Сеть детских технопарков «Ай­Ламп». Детские технопарки – уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно­исследовательским и инженерно­техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Отличительной способностью является не только обучение основам инженерного образования, но и проектной деятельности, ТРИЗ ­ технологии (теория решения изобретательских задач), 4К–компетенциям (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление). Учащиеся технопарков в сопровождении опытных наставников выполняют реальные производственные задачи. С 17 октября 2019 года в Якутии планируется запуск проекта образовательной сети детских технопарков «АЙ­Ламп». Цель проекта: «создание единой экосистемы сети Детских технопарков в Республике Саха (Якутия)». Планируется, что до 2024 года все районы нашей республики войдут в эту сеть. В числе первых участников проекта названы Вилюйский, Мегино­Кангаласский, Нерюнгринский, Хангаласский районы. Возможно, в этот перечень войдет и Олекминский район, ходатайство на имя министра образования было подано. Участие в этом проекте гарантирует региональные субсидии на развитие технического направления и естественнонаучного образования. Создание такого формата естественнонаучного и технического дополнительного образования детей является вкладом и в их будущее образование и в кадровый состав Олекминского района.

 

Поддержка талантливой молодежи. На базе олимпийской инфраструктуры в г. Сочи был создан образовательный центр «Сириус», модель которого предусматривает реализацию образовательных программ для детей 10­17 лет, достигших выдающихся успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании. К 2023 году планируется создание таких региональных центров в более чем в 65 регионах страны. В 2019­2020 гг. такой центр начнет полноценную работу на базе Малой академии наук РС(Я).

Разворачивается активность по расширению сектора дополнительного образования на базе организаций высшего образования.

Утвержденный в конце 2016 года приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» поставил задачу не только количественного роста сети, но и ее организационной трансформации. Проект ориентирует регионы на создание эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей региональный модельный центр, как ядро региональной системы, и муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, а также центры по выявлению и поддержке одаренных детей. В настоящее время в 20 районах Якутии на конкурсной основе определены муниципальные опорные центры дополнительного образования, в Олекминском районе – это Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников.Хочу такой сайт

«…Значимым изменением ландшафта дополнительного образования стало развитие нелицензируемого сектора «эдьютейнмент» ­ учение через развлечение – организаций и программ, совмещающих образовательную и досуговую компоненты (детские городки профессий, интерактивные музеи и музеи науки, квесты, научные шоу, фестивали науки)...». Такие программы позволяют формировать у детей интерес к научным знаниям, рассказывают о современных профессиях, развивают общий культурный уровень участников (в проведенном совместно с МАН РС(Я) в Олекминске в 2016 г. фестивале науки приняло участие более 1500 участников ­ детей и взрослых).

Большое внимание уделяется проектам ранней профессиональной ориентации учащихся 6­11 классов. К их числу можно отнести проекты «Кадры будущего для регионов», «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее». Проект «Кадры будущего для регионов» направлен на формирование через систему наставничества региональных лидерских команд из числа активных и высокомотивированных детей и молодежи, ориентированных на социально­экономическое развитие субъекта РФ. На сегодняшний день в программе участвуют 25 регионов Российской Федерации. Якутия стала участницей в 2019 г. 13­15 июня 2019 г. на базе летнего лагеря «Кэскил» РРЦ «Юные якутяне» прошла установочная сессия летней школы «Кадры будущего для регионов» (81 школьник, 30 СОШ, 20 улусов). Их сопровождали 15 тьюторов, 14 наставников и 7 федеральных тренеров.

Проект всероссийских открытых уроков профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка» запущен в ноябре 2016 года. Целевая аудитория: учащиеся 8­11 классов и их родители. РС(Я) участвует в проекте с максимальным охватом муниципальных районов. По итогам 1 полугодия в проекте приняло участие 24 352 учащихся РС(Я), к 2024 году это количество должно достигнуть 122 000 школьников республики. Из Олекминского района в 2019­2020 учебном году участвовали 214 учащихся из 8 школ (4 городские, 4 сельские). По итогам непрерывного участия в он­лайн уроках учащиеся Амгинского, Олекминского и Мегино­Кангаласского районов получили путевки в ВДЦ «Океан» на смену «Творчество без границ». От нашего района в «Океане» побывали Митюкова Милада (гимназия «Эврика») и Бутакова Алена (СОШ №2).

Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» ориентирован на школьников 6­11 классов. Якутия подключилась к проекту в декабре 2018 года и вошла в пятерку лидеров по охвату детей среди субъектов РФ: 110 школ, 10 134 учащихся прошли электронную регистрацию на портале. В числе активных районов отмечены: Нерюнгринский, Мирнинский, Олекминский, Хангаласский, Мегино­Кангаласский. На базе 17 техникумов и колледжей, а также Кванториума республики 2372 ученика прошли профессиональные пробы по 18 компетенциям. Из Олекминского района приняли участие 160 школьников. По выделенной нам квоте 32 учащихся городских школ прошли на базе Олекминского техникума профессиональные пробы по компетенции «Электромонтаж». «Билет в будущее» дает возможность ребятам узнать различные профессии, начиная со школьной скамьи, пройти тестирование и определить предрасположенность к той или иной профессии.

Программа «Молодые профессионалы» WordSkills Russia открывает для ребят возможность получить опыт профессиональных проб более чем по 100 специальностям.

Проведенный в прошлом учебном году муниципальный чемпионат по компетенциям: робототехника, мультимедийная журналистика, коммуникабельность, изделия из конского волоса, технология моды, показал активную заинтересованность участников в профессиональном освоении нового для себя дела. В этому году будет расширен перечень компетенций, а к числу организаторов, кроме МБУ ДО «ЦТР и ГОШ», МБОУ «СОШ» №2 и Олекминского техникума, подключится ряд новых партнеров.

Таковы основные направления изменения ландшафта дополнительного образования детей. Обновление его содержания, несомненно, связано с развитием межведомственного партнерства с научными институтами, ВУЗами, бизнесом, с потребностями развития территорий, интересами местного сообщества. «…Чтобы Якутия стала по­настоящему прогрессивным регионом, должно меняться все наше общество. Перемены нужны в сознании и взглядах каждого из нас. Ключ к этим переменам — передовые знания. Нам всем надо учиться, начиная от Главы республики и до воспитанников детских садов! Важно создать условия для того, чтобы раскрыть свои способности, свой талант мог каждый ребенок, каждый якутянин».




О.Ю. РОЖКОВА, директор МБОУ ДО "ЦТРиГОШ", статья опубликованная в газете "Олекма, от 27.08.2019

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 11.09.2019

Дата обновления: 13.09.2019

Дата публикации: 30.08.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».