ДООП. Фенология растений

Олекминск

Пояснительная записка
В настоящее время одной из актуальных задач развития дополнительного образования, является
задача разработки дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих современным вызовам,
обеспечивающим формирование у ребенка функциональной грамотности и компетенций, необходимых в
21 веке, возможность профессиональных проб и созидательную деятельность в социуме.
Естественнонаучная

направленность

программ

дополнительного

образования

обеспечивает

формирование научного мировоззрения обучающихся, способствует развитию интереса к изучению и
исследованию окружающей среды, приобретению практических умений и навыков в области охраны
природы и рационального природопользования.
Направленность. Программа «Фенология растений» - дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа (в дальнейшем ДООП) естественнонаучной направленности.
Фенология, в целом, как наука, «изучающая закономерности сезонного развития, растительного и
животного мира, а также явлений неорганической природы в их взаимосвязи и взаимодействии», относится
к спектру наук об окружающей среде.
Актуальность. Программа отвечает условиям социального заказа современного общества на
воспитание

активной,

думающей

личности,

обладающей

критическим

мышлением,

основами

естественнонаучной функциональной грамотности, способствуют развитию познавательной активности,
углублению знаний, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии, химии, информатике,
экологии, географии; формированию у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности.
Значимость (обоснование актуальности программы) для конкретного региона
Фенология растений находится на стыке наук ботаники, биогеографии ландшафтоведния,
климатологии, экологии, географии и других наук, поэтому ДООП формирует экологическое мировоззрение,
обеспечивает деятельностный характер образовательного процесса. Учащиеся не только получают знания о
сезонном развитии растений своей местности, но имеют возможность участвовать в природоохранной
деятельности, участвовать в создании программы рационального природопользования. Это способствует
формированию у них гражданской позиции, патриотизму, ответственному отношению к природным,
социальным и экономическим ресурсам своего региона и, в целом, нашей страны.
Отличительные особенности программы. Программа ориентирована на изучение учащимися
сезонных особенностей развития растительных сообществ Республики Саха (Якутия) преимущественно в
период летних каникул.

Программа носит оргдеятельностный характер и направлена на активизацию

исследовательской деятельности учащихся по естественнонаучному направлению, обучение методам
ведения фенологических полевых исследований и обработки данных, развитие метапредметных
компетенций через самостоятельные исследования по изучению сезонных изменений природы своей
местности. Ведущей идеей программы является обучение на основе организации собственных исследований

учащихся. Программа обеспечивает тесную связь теории и практики, предусматривает приобретение
учащимися новых знаний в области фенологии, навыков и опыта проведения полевых исследований,
освоение методик фенологического мониторинга, расширяет знания о сезонных закономерностях природы.
Программа построена по модульному типу и включает модули образовательных интенсивов и выполнение
индивидуальных исследовательских работ.
Программа реализуется в рамках сетевого исследовательского проекта «Научное лето онлайн»
https://phenonet.ru/
Новизна программы.

Учащиеся своими наблюдениями пополняют ряды научных волонтеров,

способствую развитию гражданской науки.
Программа

позволяет решать комплекс задач образовательного, научно-методического и

развивающего характера, направленных, с одной стороны, на развитие у школьников умений и качеств,
необходимых

человеку 21 века: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность,

критическое и системное мышление, межличностное взаимодействие и сотрудничество, цифровая
грамотность; с другой стороны – на получение объективных научных данных по сезонному развитию
природных экосистем, которые можно будет использовать в дальнейшем в учебном процессе и передать
заинтересованным научным и природоохранным структурам.
Педагогическая целесообразность программы обеспечена ее возможностью создать условия,
способствующие формированию целостной научной картины мира и удовлетворению познавательных
интересов учащихся в области естественных наук, развитию интереса к изучению и исследованию
окружающей среды своей малой родины, обеспечивающие саморазвитие личности учащегося.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов общеобразовательных
учреждений и учреждений дополнительного образования Республики Саха (Якутия), интересующихся
растениями, климатом, сезонными изменениями, происходящими в природе.

Группы формируются в

соответствии с возрастом детей, допускается смешанный состав групп, исходя из индивидуальных
особенностей обучающихся. Наполняемость групп до 15 человек
Сроки реализации, объем программы. Программа реализуется с июня по сентябрь в течение 17
недель, включает два модуля интенсива с 10 по 20 июня и с 20 по 20 сентября и модуль выполнения
индивидуальной исследовательской работы с 21 июня по 30 сентября. Общий объем программы составляет
64 часа. Из них 40 часов приходится на 2 образовательных интенсива и 24 часа на выполнение
индивидуальной исследовательской работы.
Формы обучения. Предусмотрены разные формы обучения: очная, очно-заочная с использованием
дистанционных технологий и электронного обучения.
Уровень программы: базовый

Особенности организации образовательного процесса. Формирование учебных групп происходит в
течение мая - до 10 июня текущего года. Запись на программу осуществляется в дистанционном формате с
использованием гугл форм.
Форма реализации ДООП построена по модульному принципу. Модульный подход построения
содержания позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, что способствует более
успешному освоению ДООП. При этом каждый модуль нацелен на достижение конкретных результатов.
Использованием дистанционных технологий и электронного обучения обеспечивает возможность обучения
учащимся из разных районов Якутии, независимо от места проживания.
Организационные формы обучения: групповые, индивидуальные, по подгруппам ( по тема и
направлениям индивидуальных исследовательских работ) .
Режим занятий. При реализации модулей образовательных интенсивов занятия проводятся
ежедневно в течение 10 дней по 2 занятия в день с переменой 10 минут. Продолжительность занятия с
использованием дистанционных технологий не превышает 30 минут, в обычном формате 45 минут. При
реализации модуля индивидуальной исследовательской работы нагрузка составляет 3 часа в неделю с
аналогичной продолжительностью занятий и переменой между ними.
Цель и задачи программы
Цель программы: через организацию фенологических исследований растений своей местности
формирование у учащихся системы знаний, компетенций, умений и навыков в области современных
методов регистрации и обработки данных сезонных явлений в жизни растений,
формирование у учащихся экологического мировоззрения, научных представлений о сезонных
явлениях в жизни растений и процессах в природе, развитие самостоятельной исследовательской
деятельности через организацию фенологических наблюдений за растениями своей местности.
Задачи:
Образовательные: формирование знаний об основах фенологии и методиках проведения
фенологических

исследований;

формирование

умений

и

практических

навыков

проведения

фенологических наблюдений за растениями, обработки и анализа полученных в результате исследований
данных, презентации полученных результатов
Развивающие:

развитие

исследовательских

компетенций

учащихся;

формирование

функциональной грамотности; формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД,
межпредметных связей и понятий
Воспитательные: воспитание нравственных качеств, чувства любви к своему краю, бережного
отношения к живому; воспитание ответственности за свои дела и поступки, ответственности за сохранение
и рациональное использование природных ресурсов.

ПОЛНОСТЬЮ С ПРОГРАММОЙ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ на портале р14.навигатор.дети
пройдя

по

ссылке:

d1acj3b/directivities?municipality=26&organizer=34

https://xn--14-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».