ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2 Программа предназначена для работы с дошкольниками и учащимися первых классов в области дополнительного образования и во внеурочной деятельности. Актуальность и педагогическая целесообразность Программа ТИКО-конструирование обеспечивает возможность создания условий для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка. Общая характеристика курса Теоретической основой данной программы являются: • системно-деятельностный подход – обучение на основе реализации теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и психические действия; • теория развития личности учащегося, основанная на освоении универсальных способов деятельности. Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Конструктор ТИКО помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекает интересными проектами. При составлении программы использована программа курса внеурочной деятельности «Кружок «Геометрика» автор Логвинова И.В. Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Задачи программы: • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности; • развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение); • развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений; • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми. Структура программы Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. 3 Модуль «Плоскостное моделирование» Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа; • развитие комбинаторных способностей; • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое; • изучение и конструирование различных видов многоугольников; • знакомство с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе симметрии; • овладение навыками пространственного ориентирования; • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; • обучение различным видам конструирования. Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке. Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали. Модуль «Объемное моделирование» Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств. Задачи: • формирование целостного восприятия предмета; • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира; • изучение и конструирование различных видов многогранников; • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6-8 лет. Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 38 занятий в год. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий. Каждое занятие состоит из теоретического блока и практического задания. Продолжительность занятий: дошкольники – 30 минут, 1 класс – 30 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие. 4 ПОЛНОСТЬЮ С ПРОГРАММОЙ ВЫ МОЖЕТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ на портале р14.навигатор.дети пройдя по ссылке: https://xn--14-kmc.xn--80aafey1amqq.xn-d1acj3b/directivities?municipality=26&organizer=34